Наталья Шуйгина, специалист по реабилитации Сортавальского подразделения: графомоторика для самых маленьких. Часть 1.

Период развития графомоторных («пишущих») навыков начинается в раннем детстве, и от того, насколько раньше он начнется и насколько интенсивно будет протекать, зависит то, как в целом сложится обучение ребенка в школе.

Заниматься с детьми можно начать уже с 2,5 лет (простые задания), но особое внимание необходимо уделить таким занятиям в преддверии школы, то есть в возрасте 6-7 лет.

Дело в том, что именно младший дошкольный и старший школьный возраст связаны с развитием интеллектуальной деятельности ребенка, именно в эти периоды интенсивно развиваются общая и мелкая моторика. К сожалению, количество детей, испытывающих трудности в овладении графомоторными умениями, которые лежат в основе процесса рисования и письма, с каждым годом становится больше.

Трудности в овладении графомоторными навыками испытывают не только дети с нарушением речи, но и те ребята, процесс психического развития которых в целом протекает успешно.

Наталья Шуйгина, специалист по реабилитации Сортавальского подразделения, предлагает следующие задания и упражнения по графомоторике для самых маленьких:

? Помоги Колобку добежать до дома (леса). Колобку нужно добежать по волнистой дорожке до пункта назначения. Это задание также можно нарисовать самостоятельно.
?Обведи контур предмета. Изобразите шарик или предмет с проcтыми контурами. Пусть ваш ребёнок обведёт его границы сначала пальцем, затем карандашом или ручкой, а потом закрасит.
?Обведи распечатанные кружки и заштрихуй их. Нарисуйте кружки на листе, внутри которых будут помещены стрелочки. Предложите ребёнку обвести кружки и заштриховать в соответствие с направлением стрелок. Сначала стоит предложить заштриховать кружки в вертикальном направлении, затем – в горизонтальном.
? Помоги бабочке долететь до цветов. Задание, аналогичное первому. Есть главная героиня рисунка (бабочка), есть пункт назначения и есть путь (волнистая линия), которую ребёнку необходимо нарисовать.
?Пройди по дорожкам, не отрывая карандаш и не выходя за край. Позволяет ребёнку улучшить концентрацию.
? Обведи по контуру геометрические фигуры. В данном задании ребёнку предлагается обвести по контуру простейшие геометрические фигуры, например, квадраты или прямоугольники и назвать их. Затем вы должны объяснить, в какую сторону заштриховывать фигуры.

Тренировать нужно не только «главную» руку, которой пишет ребенок, но и вторую. Нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме и необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, так как это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга.

Если ребенок не хочет выполнять задание, уделите ему внимание, сядьте и выполните вместе.

Помните, развитие графомоторных навыков поможет детям справиться с заданиями, с которыми он встретится в начальной школе.

✍?Материал подготовила Наталья Шуйгина, специалист по реабилитации инвалидов подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сортавальскому району.