Специалисты по реабилитации инвалидов ГБУ СО «КЦСОН РК» дают советы родителям по развитию мелкой моторики у детей

« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Сейчас весь мир переживает непростое время, и в условиях вынужденного карантина многие взрослые, работающие удаленно, находятся дома со своими детьми: закрыты все дошкольные и общеобразовательные учреждения.

Чем же родителям занять детей, какой придумать досуг, который бы не только развлекал и не давал скучать, но и приносил пользу для ума и души подрастающего поколения?

Специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия рекомендуют родителям уделить внимание развитию мелкой моторики у детей, что будет полезно в любом возрасте.

Итак, что же такое мелкая моторика, которая сейчас у всех на слуху, и почему её важно развивать?

Физиология под этим выражением подразумевает движение мелких мышц пальцев и кистей рук. Очень важно помнить о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему важно развивать мелкую моторику рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движение пальцев, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь, и в дальнейшем эти навыки потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и так далее. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие мелкой моторики:

?Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо историй, потешек, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участие обеих рук и всех пальцев, а также изолированные движения каждого из пальцев, что дает возможность не только развивать мелкую моторику, но и ориентироваться в понятиях вправо, влево, вверх, вниз и т. д.

Движение пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Эффективность занятий и интерес детей можно повысить, если упражнения проводить во время чтения стихов, сказок, рассказов, потешек.
Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста детей. Младший возраст до 3-4 лет – рекомендуемое время: от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте – 10-15 минут в день.

? Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками и прищепками

Эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, катать, выкладывать, пересыпать, угадывать с закрытыми глазами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки. Можно составлять бусы из картонных кружков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, ягод рябины или предложить выкладывать бусы из мелких предметов: семян, пуговиц, круп и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проводиться под строгим контролем взрослых.

?Вырезание ножницами

Особое внимание уделяется освоению основных приемов вырезания – навыкам резать по прямой линии, умению вырезать различные формы. При сгибании листа бумаги дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде, чем приступить к вырезанию силуэта, следует продумать, откуда и с какого угла и в какую сторону листа направить ножницы, т.е. планировать дальнейшее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет значительное свойство: как бы криво не вырезал ребенок, все равно получится узор, отдельно напоминающий снежинку или звездочку.

? Аппликации

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и с помощью клея закреплять их на листе бумаги. Если ребенок еще мал и вы опасаетесь дать ему ножницы, предложите ему рвать руками картинки из журналов или газет и наклеивать эти кусочки на чистый лист бумаги, придавая получающейся композиции какую- либо форму. В итоге может получиться осмысленный коллаж.

?Работа с бумагой. Оригами. Плетение

Развитию точных движений и памяти помогает работа с бумагой: из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному, можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и другие. На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают запоминание при выполнении игрушек и само изготовление, ведь механические задания заменяются осмысленными действиями.

?Лепка из пластилина

Можно делать единичные детали или сразу несколько, объединяя их в композиции. Родители могут лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию. Лепим колбаски, колечки, шарики, режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом лепить кусочки снова. Из маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Выкладываем из пластилиновых деталей заданный рисунок, придавая ему форму вазы, чайника и так далее, оклеиваем пластилином стеклянные баночки, лепим геометрические фигуры, цифры, буквы.

?Шнуровка

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнуровкой. В целом, их можно разделить на несколько видов.

Во-первых, бывают шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ёжика, белочки, ёлки, домика, вазы), к которой нужно прошнуровать недостающие детали: грибы, фрукты, орехи, цветы, окошки и т.д.

Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие целые предметы, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, в которых проделаны отверстия для шнурков.

Третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и тому подобного, которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы в итоге получилась целая мягкая игрушка или сюжетная мягкая картина.

?Рисование, раскрашивание

Рисование – один из самых легких видов деятельности, необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не заходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ловкости рук и освоения письма.

Рисовать можно карандашами, фломастерами, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует разной степени нажима – чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию мелкой моторики рук.

?Конструктор, Lego

В процессе занятий с конструктором у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и воображение и мышление, постепенно появляется сила в руках и пальчиках, формируется умение работать по образцу.

В конструкторе есть множество винтиков, болтиков, гаек, колёсиков, которые можно закручивать и раскручивать. Обращаем внимание родителей: обязательно привлекайте к занятиям с этими деталями не только мальчиков, но и девочек!

Моделей конструктора Lego – множество, и в зависимости от серии детали могут быть крупными, средними и мелкими. Лучше всего начать занятия, используя крупные детали, а потом уже переходить на работу со средними или мелкими.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, очень много.

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности, а также помнить – умелыми пальцы станут не сразу.

Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить фигуры из мелких деталей конструктора, лепить из глины, пластилина и так далее.

? Проводите время с пользой! Берегите себя! И будьте здоровы!

✏ Материал подготовлен Натальей Шуйгиной, специалистом по реабилитации инвалидов подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сортавальскому району