Психологи Комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия рекомендуют: сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать,
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Это выражение с детства знакомо каждому. Сказка – один из самых первых жанров народного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Да и взрослые с удовольствием погружаются в ее чудодейственный и завораживающий мир.
Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Именно в формате сказки ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
??♀ Сказкотерапия – один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использование данной технологии снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы. Эта методика подходит детям любого возраста с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Сказкотерапия является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, позволяя в рамках сказки решать коррекционные и воспитательные задачи.
Цель применения сказкотерапии как технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – развитие эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, воспитание чувства коллективизма, развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния ребёнка.
В отделении социальной реабилитации подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району психолог Ольга Анатольевна Нерядихина до объявления пандемии коронавируса регулярно проводила для подопечных старшей группы занятия с использованием данной технологии.
Сначала психолог совместно с детьми выбирала сказку для постановки. Каждый подопечный рисовал выбранного героя и после выступал от его лица. Затем Ольга Анатольевна предлагала использовать приём имидж-терапии, во время которого все участники занятия преображались с помощью костюмов и проигрывали сказку. В заключительной части занятия воспитанники обменивались эмоциями и отвечали вопросы психолога.
Сейчас в условиях всеобщей самоизоляции специалисты подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району перешли на дистанционное обучение и проводят онлайн занятия, используя в том числе прием сказкотерапии.
? Так, например, социальный педагог Юлия Анатольевна Шехлан, придерживаясь рекомендаций психолога, провела дистанционное занятие «День сказок» для получателей социальных услуг отделения социальной реабилитации.
Специалист подготовила видеообращение для подопечных, в котором она приветствовала всех и предложила поиграть в игру «Кто я?»
В игре педагог показывает зрителям фигурки героев сказок и мультфильмов и просит вместе с ней вспомнить данного персонажа.
Дети любят не только смотреть сказки по телевизору и слушать их, рассматривая картинки, но и видеть, как оживают игрушки и кукольные персонажи. Поэтому специалисты в дистанционной работе со своими подопечными применяют различные интернет-технологии.
Юлия Анатольевна пробует поставить сказку и снять её на видео для своих маленьких получателей социальных услуг с ограниченными возможностями здоровья.
Имея даже небольшой арсенал игрушек, можно сочинить сказку на новый лад или добавить к истории интересный сюжет. Так как на улице весна, то и одной из постановок была весенняя история «Зайка и морковка», а вторая постановка – «Новый теремок» состоялась с добавлением новых персонажей. В данных постановках, как и в других сказках, истории заканчиваются на доброй ноте, также учат детей добру и взаимопомощи. Сказочные видеопостановки направлены на то, чтобы вызывать у детей положительные эмоции, интерес к сказкам и желание быть похожим на положительных сказочных героев.
Для старших ребят и молодых инвалидов трудоспособного возраста специалист предлагает сказочную видеовикторину, где участники смогут применить свои знания, отвечая на вопросы, связанные со сказками, угадывая персонажей по картинкам и отгадывая загадки.
На таких занятиях можно вспомнить старые сказки, познакомиться с новыми, попробовать сочинить новый сюжет с родителями, а потом пойти порисовать или раскрасить своего любимого героя. Такое задание предлагает выполнить педагог по окончании просмотра видео, поделившись своим рисунком или аппликацией в комментариях.
Посмотреть дистанционное занятие участники группы могут в социальной сети «ВКонтакте» по ссылке:
https://vk.com/video-59327381_456239029
Сказкотерапия – наиболее благоприятная, доступная и интересная технология в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С помощью сказки можно воспитать у детей любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми потребностями к жизни и труду.
Известная советская поэтесса Ирина Токмакова говорила: «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень».
Побольше вам добрых и интересных сказок!
✍ Материал подготовлен психологом Ольгой Нерядихиной совместно с социальным педагогом Юлией Шехлан отделения социальной реабилитации подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району