Психологи ГБУ СО “КЦСОН РК” рекомендуют: советы как улучшить память в пожилом возрасте

Психологи Комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия понимают, что преклонный возраст нередко сопровождается ухудшением памяти, которое происходит и из-за общего возрастного снижения активности мозга, и из-за снижения возбудимости нервных клеток, а также из-за нарушения связей между нейронами.

К сожалению, старение — процесс необратимый, но сохранить ясность ума до глубокой счастливой старости в в наших силах!

Итак, во-первых, важно создать здоровые окружающие условия.

Все просто: для хорошей памяти необходимо здоровое функционирование головного мозга, а для этого в свою очередь, необходимо ежедневно поддерживать здоровые окружающие условия работы и отдыха.

А именно:

1.работать НЕ на грани физического либо умственного перенапряжения;
2. отдыхать каждый день, каждую неделю, каждый год;
3. ежедневно гулять на воздухе (сейчас, в условиях пандемии коронавируса, по очевидным причинам лучше воздержаться от прогулок)

Во-вторых, очень важна регулярная физическая нагрузка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ. Зарядка по утрам —  бодрость и заряд энергии обеспечены на целый день!

В-третьих, не забываем о правильном питании.

Для хорошей работы мозга нужно правильно питаться. Так, ученые установили, что в каждодневном рационе пожилого человека должны присутствовать жирные кислоты омега-3 (их много в рыбе).

Положительное воздействие на мозг оказывает и черничный сок. Именно эта ягода больше всего насыщена антиоксидантами. Они благотворно влияют на организм, и замедляют процесс деградации. Важен и прием глюкозы. Врачи часто назначают пожилым пациентам специальные препараты с высоким содержанием глюкозы. Этот компонент необходим для нормального функционирования памяти, но с возрастом становится сложнее усваивать его из пищи, поэтому лучше принимать таблетки. Ноотропы также помогают улучшить кровообращение в мозге. Но помните, что любые лекарственные препараты должен назначать только врач!

Помимо физической нагрузки и особого питания, важно нагружать память!

Изучение иностранного языка, решение задач на логику, разгадывание кроссвордов — все, что заставляет «мозги работать», то есть запоминать, вспоминать, думать. Любая деятельность, где головой приходится обрабатывать большой объем информации, пойдет на пользу для вашей памяти.

Хорошо тренирует память чтение книг, так как во время чтения работает не только зрительная память, но и моторная, развиваются логическое, ассоциативное, абстрактное мышление. Но для улучшения памяти важно не просто читать, необходимо правильно это делать, с пересказом того, что прочитали, так как больше всего мы тренируем память в то время, когда вспоминаем прочитанное! Полезно, во время чтения, отмечать детали характеров главных героев, их привычки и тому подобное.

После прочтения книги вспомните все сюжетные линии. Такая тренировка памяти пойдет на пользу.

Предлагаем Вам несколько эффективных упражнений по тренировке памяти:

Упражнение № 1. “Руки в зеркале”

Кладем перед собой лист бумаги и рисуем двумя руками зеркальные изображения.

Правой рукой круг и левой — круг. Затем квадрат, треугольник и другие фигуры. Сначала маленькие, затем побольше. Если получается — рисуем несимметричные фигуры- облачко, чашку с ручкой, цветок и тому подобное. Сразу это может не получиться, тогда возьмите картинку и обведите ее контуры левой и правой рукой одновременно. Самое сложное — рисовать одновременно разные фигуры разными руками. Но стремиться к этому можно и нужно! Это упражнение для поддержания обоих полушарий мозга в согласии.

 

Упражнение №2. “Бабушки на скамейке”

Вспомните какого-нибудь незнакомого человека, которого вы видели на прогулке или в магазине. Попробуйте мысленно составить его портрет. Опишите его внешность, во что одет, обут, что несет в руках, какая у него походка. Продолжите уже изобретать, выдумывать, что тоже полезно — откуда и куда он идет, зачем. Это упражнение развивает не только наблюдательность, но и фантазию.

Упражнение №3. “Пишем изложение”

Прослушав небольшую передачу или новости по радио или телевидению, составьте краткое изложение услышанного. Можете про себя, но для тренировки памяти лучше на бумаге.
При этом нам необходимо:

1.понять и запомнить услышанный текст, определить его основную мысль
2.как можно более точно сохранить и передать авторский стиль и речевую стилистику
3.точно передать детали и факты, если они есть в тексте
4.точно запомнить важные для понимания текста фразы, написать их в правильной логической последовательности
5.излагать текст в правильной последовательности, с полноценным началом и концовкой

Упражнение № 5. Осмысленность видимого изображения

Вы привыкли каждому объекту приписывать определенные привычные свойства. А что если сбить с толку ваш мозг таким простым заданием.
Каждое слово выделено своим цветом. Смотрите на текст и вслух называйте цвет, которым он написан. Сначала медленно, а затем так быстро, как сможете.

Левое полушарие мозга специализируется на тексте и речи, а правое — на обработке информации.

Когда вы пытаетесь вывести мозг из заблуждения между тем, что видите, и тем, что читаете, происходит восстановление ослабленных связей между нейронами и восстановление работы мозга:


Упражнение №6. “Учим стихи”
Если давно не читали стихов, то вам обязательно понравиться. Это улучшает и память, и внимание, и пробуждает интерес к творчеству. Приятно будет посидеть с книгой в уютном кресле, перелистывая страницы книги.

Упражнение №7. “Развитие мелкой моторики пальцев”

Это упражнение легко можно сделать в любой обстановке — дома, на работе , в транспорте.

Для начала достаточно взять маленькую палочку, простую авторучку или карандаш и вращать ее между пальцами. Пальцам будет тяжело, они не будут слушаться, будут двигать палочку не в ту сторону, в какую вы хотите. Она будет дергаться, дрожать и падать на пол. А может все будет хорошо с самого начала. В любом случае произойдет позитивное развитие мелкой моторики, что благоприятно скажется на развитии обоих полушарий мозга. Выполнять лучше с менее развитой руки и уделять ей больше внимания. Затем можно делать это задание двумя руками сразу. В конце уже использовать одновременно две палочки в одной руке. Палочку нужно фиксировать в некоторых положениях и сжимать ее рукой, массировать кончики пальцев, что также стимулирует кровообращение мозга, хоть вы и разминаете пальцы а не голову.

Выполняйте эти несложные упражнения, чаще гуляйте на свежем воздухе, высыпайтесь, общайтесь и полноценно питайтесь! Берегите себя! И будьте здоровы!

В Комплексном центре социального обслуживания населения Республики Карелия регулярно проводится цикл  вебинаров по тренировке памяти для пожилых людей! Сейчас эти занятия проходят в дистанционном режиме. 

Записаться на тренинг или получить более подробную информацию можно по телефону: 76-00-36 (будни – с 09:00 до 17:00, обед – с 13:15 до 14:00).