Наталья Киселева, психолог Сортавальского подразделения: «Как научиться общаться с людьми?»

Наслаждение общением – главный признак дружбы.
Аристотель

Вы никогда не задумывались, почему одни люди могут без страха выступать перед огромной аудиторией и моментально заводить знакомства, а другие с трудом поддерживают даже обычную бытовую беседу?

Общение с людьми – важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать, мы можем не только добиться карьерных успехов, но и завести друзей, наладить отношения с семьей, друзьями, коллегами.

Специалисты Центра знают, как важны навыки общения особенно для юных подопечных учреждения, которые в жизни чаще всего стесняются заводить новые знакомства в силу своих особенностей.

Наталья Киселева, психолог отделения социальной реабилитации Сортавальского подразделения, рекомендует следующие правила общения с людьми:

?Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими
Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения – мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.

?Правило № 2. Улыбайтесь
Улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.

?Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека
Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе – например, «Маня» вместо «Мария».

?Правило № 4. Умейте слушать
Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника – чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания – мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.

?Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника
У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь – попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя.

?Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость
Ключевое слово здесь – «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.

Упражнения по развитию навыков общения:

?Разговор со стулом

Каждый день говорите вслух – но не с людьми, а с предметами. Кстати, беседовать со стулом или геранью намного сложнее, чем с настоящим собеседником. Именно поэтому это столь действенный тренинг. Попробуйте несколько минут говорить на определенную тему – для начала просто расскажите, как у вас идут дела. Можно мысленно составить план разговора и придерживаться его. Это поможет научиться связно выражать свои мысли.

?10 незнакомцев

Поставьте себе цель – каждый день затевать непринужденные беседы с незнакомыми людьми. Спросите мнение продавщицы о сортах хлеба, узнайте у первого встречного, как пройти в поликлинику, поболтайте о погоде, попросите у соседа немного соли. Это избавит от страха заговорить первым.

?Я все помню

Развивайте память – старайтесь запоминать, во что одеты окружающие вас люди, что они держат в руках, какого цвета у них глаза, что они вам сказали. Вечером проверьте, многих ли вы можете вспомнить в деталях.

?Хвалю!

Попробуйте сказать комплимент каждому, с кем вы будете беседовать в течение дня. Неважно, что вы будете хвалить – внешность («Какое элегантное пальто!»), личные качества («С тобой всегда весело») или умения («Как вы ловко с кофе-машиной управляетесь).

?Общайтесь, встречайтесь и уделяйте друг другу время. Искреннее общение между людьми бесценно!