Занимательная химия и удивительная физика, или в жизни всегда есть место веселым экспериментам!

В отделении социальной реабилитации Сегежского подразделения прошло познавательно-развлекательное занятие «Занимательная химия и удивительная физика». Ребята-подопечные были приглашены в импровизированную лабораторию, где Главным специалистом по опытам и Ассистентом лаборанта выступили сотрудники учреждения.

Физика и химия вокруг нас. Где? Что? Как это? Ответы на эти вопросы ярко и впечатляюще раскрывались на занятии.

Для детей увлекательные опыты и эксперименты – это что-то магическое! Может, сначала непонятное, но всегда притягательное и невероятно интересное.

Как известно, практика является необходимым условием развития личности ребенка. И именно экспериментами, интересными опытами и прагматической  деятельностью была наполнена эта потрясающая физико-химическая  встреча.

Химия – это наука, которая творит чудеса, и юные подопечные убедились в этом на занятии. «Учёные из лаборатории» не просто показывали опыты, объясняя причину того или иного явления, – ребята сами принимали участие в процессе. Активное включение в деятельность, безусловно,  способствовало проявлению большей заинтересованности детей в познании окружающего мира.

Экспериментирование – это новый подход в социально-реабилитационной деятельности, который позволяет детям развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Теоретическая часть занятия предлагала просмотр познавательного видеосюжета и мультфильма о физике и химии вокруг нас, адаптированных для детей, а практическая – приглашала к проведению собственно опытов.

Лаборант и его помощник вместе с мальчишками и девчонками провели несколько опытов и понаблюдали за разными физическими и химическими явлениями. Особенно всем понравились опыты «Неньютоновская жидкость» и «Радуга в тарелке».

Неньютоновская жидкость простыми словами означает промежуточное вещество между текучей субстанцией и твердым телом. Получают её из крахмала и воды.

Каким  же увлекательным для любознательных подопечных оказалось знакомство с физическими свойствами неньютоновской жидкости!

Юные получатели социальных услуг с удивлением узнали о том, что:

— если медленно опустить руку в состав, она войдет легко, как в воду;
— если наотмашь ударить ладонью по поверхности, рука отскочит и останется сухой;
— если размешать субстанцию быстро – будет один результат, а если медленно – то совершенно противоположный.

Кроме того, ребята попробовали скатать шарик из крахмальной массы и с изумлением наблюдали, что в движении шар был твердым, а при остановке растекался по ладони.

Потом  они добавили в жидкость красители, поставили емкость на колонку сабвуфера (акустическая система) и включили музыку. От низкочастотных басов жидкость вибрировала, как будто танцевала, при этом цвета перемешивались, создавая новые оттенки. Ну разве не чудо?!

Радуга в тарелке… Знаете, что это? Сейчас расскажем!

В плоской тарелке подопечные по кругу раскладывали разноцветные конфетки Skittles по цветам радуги, затем туда наливали воду. Вода цветными полосками стекалась к центру тарелки, при этом оттенки не перемешивались друг с другом! Вот и получилась радуга в тарелке!

Ребята остались очень довольны участием в таком необычном и познавательном занятии!

В условиях быстро меняющейся жизни от современного ребенка требуется не только владение знаниями,  но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Такие занимательные опыты и эксперименты расширяют представления детей о физических свойствах окружающего мира и знакомят маленьких исследователей с различными качествами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость). Кроме того, у мальчишек и девчонок формируется навык соблюдения техники безопасности при проведении экспериментов.

Опыты  помогают также развить мышление, логику ребенка, наглядно показывая предметные связи в окружающей действительности.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А знания, полученные во время проведения экспериментов, запоминаются надолго.

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знаете эту китайскую пословицу?