Специалисты подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району открыли для подопечных волшебный мир карельской сказки
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку,
Может быть, вчерашний снег?
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В настоящее время сказки наших малочисленных народов, как и некоторые другие ценности традиционной культуры, заметно утратили своё предназначение. Во многом этому, к сожалению, способствует современный прогресс и мультфильмы с упрощённым стилем пересказа известных сказок.
В современных мультфильмах смысл сказочных действий (мораль сказки) часто превращается из нравственно-поучительных в развлекательные.
Однако сказка играет огромную роль в развитии детей, ведь это удивительный мир волшебства, окутанный таинственностью. Сказка способствует расширению восприятия мира ребёнка, обогащает духовно, даёт знания о жизни и её законах, учит добру и справедливости, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало.
В сказках есть чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, что даёт возможность ребёнку понять – что значит «плохо» и что значит «хорошо», и сформировать правильную систему ценностей.
Благодаря карельской сказке ребёнок познаёт мир, знакомится с традициями, обрядами, обычаями своего народа. Он познаёт не только умом, но и сердцем, а также выражает своё отношение к добру и злу.
В марте социальные педагоги отделения социальной реабилитации подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району и замечательным другом Инессой Владимировной Самойловой, заведующей сектором «Читальный зал» Сегежской центральной районной библиотеки, провели для юных подопечных познавательное занятие «Волшебный мир карельской сказки».
Специалисты познакомили ребят с наиболее известными карельскими сказками: «Лапоток», «Невеста – мышь», «Красавица Насто», «Голубая Важенка», «Сестра и 9 братьев», «Белка, рукавица и иголка».
Среди карельских сказок о животных выделяются сказки о лисе и медведе. В них хитрая лиса всегда одурачивает не слишком догадливого медведя. Но лиса не столько умна, сколько хитра. В ряде сказок ее хитрость осуждается как нечестный прием.
Наиболее многочисленную группу в карельском сказочном репертуаре составляют волшебные сказки. Герой карельской волшебной сказки – будь то крестьянский сын или царевич – выражает взгляды трудового крестьянства. Сказочный царевич ведет себя в точности так же, как и деревенский парень, а царские хоромы ничем не отличаются от крестьянского дома.
В карельских сказках наиболее распространенными сюжетами являются истории о подмененной невесте, жене, падчерице, сестре.
Носителем зла в карельских сказках является Сюоятар. По описанию и повадкам она близка к Бабе-яге из русских сказок. Сюоятар – это и злая мачеха, и коварная повитуха, подменявшая детей щенками, и та, что занимает место доброй сестры, невесты, жены.
В конце сказки ложь разоблачается, зло получает возмездие и справедливость побеждает. Содержание многих сюжетов волшебных карельских сказок можно охарактеризовать как борьбу за семейное счастье.
Инесса Владимировна, специалист библиотеки, также показала детям – получателям социальных услуг познавательную мультимедийную презентацию «Карельские сказки и загадки».
На слайдах были представлены известные жанровые разновидности карельских сказок: о животных, волшебные и бытовые. Нельзя не отметить, что в народном творчестве Карелии, а также в узорах и орнаментах карельской вышивки находит отражение красота родного северного края.
Слайды презентации также демонстрировали иллюстрации к карельским сказкам.
Вниманию ребят была представлена сказка о «Хозяйке Загадок», и специалист объяснила, почему нельзя было загадывать загадки вечером. К тому, кто загадывал их по вечерам, приходила Хозяйка Загадок, и выгнать её было нельзя, так как она знала все ответы-отгадки.
Маленький карельский мальчик (по сценарию встречи) любил загадывать загадками по вечерам, и теперь ребятам предстояло прийти к нему на помощь в отгадывании загадок. Мальчишки и девчонки вместе со специалистами увлечённо и с большим интересом отгадывали загадок и отвечали на шуточные вопросы, проявляя смекалку.
В завершении мероприятия дети познакомились с новой для них карельской сказкой «Про барана и козла», посмотрев ее на большом экране.
Инесса Владимировна поблагодарила всех ребят за активное участие, а затем предложила нарисовать сюжет карельской сказки и оформить рисунок в виде орнамента.
Такие необычные познавательные мероприятия всегда проходят на ура у получателей социальных услуг. Особенно в юном возрасте любопытство детей не знает предела, а новые знания, положительные впечатления, интересная интерактивная деятельность всегда благотворно влияют на их настроение, эмоциональный и душевный настрой и даже самочувствие.
К тому же общение между сверстниками очень важно для их собственной самоидентификации, ведь во взаимодействии с другими детьми ребёнок постигает свою уникальность и самобытность, что особенно необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.