Опыт работы Кропивницкой Ольги Юрьевны, социального педагога Олонецкого отделения социальной реабилитации, с детьми с РАС (расстройствами аутического спектра)

Опубликовано: 02.04.2022

Аутизм – это не заболевание, а комплексное нарушение в развитии ребенка, вызванное проблемами функционирования центральной нервной системы.

Расстройства аутического спектра могут затруднять жизнь человека в обществе, в частности, общение с другими людьми: для кого-то это будут небольшие сложности, другим же понадобится серьезная и длительная программа помощи.

В последнее время число детей с расстройствами аутического спектра увеличивается.

Впервые я столкнулась с такими детьми десять лет назад. Это были два мальчика с разной степенью нарушения. Ребята не прислушивались и не выполняли ни одной инструкции, их совершенно не интересовала та деятельность, которую я предлагала в рамках коррекционной работы. Они делали только то, что считали нужным. Практически каждое занятие они бегали по кабинету, перебирали игрушки и раскидывали их, прятались под столом.

На сегодняшний день, имея опыт работы с детьми с аутизмом и РАС, мне удалось выстроить систему психолого-педагогического сопровождения.
Проводя коррекционную работу с данной категорией детей важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Безусловное принятие ребёнка и его особенностей. Без такого принятия невозможно продвинуться в развитии.

2. Опора в работе на интересы ребенка. В процессе наблюдения важно выявить, что наиболее интересно ребенку с РАС. Необходимо проанализировать его увлечения. Это может быть лепка из пластилина, рисование, игры с любимой игрушкой и т.д. Например, мальчик (6 лет, РАС): ему крайне важно в конце занятия поиграть с волчками. В процессе игры он запомнил, где право и лево, научился отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Как меня зовут?» и обращаться ко мне с просьбой «Оля, помоги мне, пожалуйста».

3. Использование альтернативной коммуникации или её элементов (жестовая речь, общение посредством карточек и т.д.). В своей работе я использую карточки «Пекс» для выстраивания визуального расписания занятия. Ребята с удовольствием выполняют поэтапно все задания, получая за выполненное задание карточку-смайлик.

4. Похвала и стимулирование. Для успешности детей с РАС я постоянно использую это в своей работе. В самом начале занятия ребенку нужно показать, что после занятия он получит желаемое (это могу быть любимые игрушки, просто жест «Отлично» и т.д.).

5. Однообразие деятельности. Важно понимать, что дети с РАС – это необычные дети, им требуется однообразие. Дав им привыкнуть к одной деятельности, можно постепенно добавлять другое упражнение или игру.

6. Тесная работа с семьей. Для ребенка с РАС очень важна ритуальность. На занятиях и дома важно поддерживать одни и те же ритуалы. Успешность развития детей с РАС зависит от степени сотрудничества специалистов и семьи ребенка. Для обучения родителей методам взаимодействия я практикую совместные занятия мама — ребёнок.

 

Анализируя свою работу с детьми с расстройствами аутического спектра, могу отметить, что со всеми подопечными установлен визуальный и тактильный контакт, они с удовольствием приходят на занятия.
У каждого ребенка присутствует стойкий интерес к совместной деятельности: они научились подражать, выполнять словесную инструкцию, увеличился их активный словарный запас, улучшились навыки учебного поведения (умение сидеть за столом и др.), значительно снизилось нежелательное поведение. Появился стойкий интерес к работе с пластилином, бумажной пластике.

Дети-аутисты существенно отличаются от всех категорий детей с особыми потребностями. Но если к ним присмотреться, можно найти ту особенность, которая поможет вывести ребенка из мира внутреннего в мир внешний. Но, конечно, ровно настолько, насколько захочет ребенок выйти сам.