О пользе дыхательной гимнастики:  специалист по реабилитационной работе  Лахденпохского подразделения рекомендует ряд упражнений

Опубликовано: 02.02.2021

Правильная техника дыхания чрезвычайно важна для укрепления здоровья и нормализации эмоционального состояния.

Дыхательные упражнения способствуют насыщению организма кислородом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, улучшает пищеварение.

Кроме того, управление дыханием способствует умению управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательные упражнения, если их выполнять в системе, способствует профилактике болезней дыхательных путей, а также необходимы детям, часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами и выздоравливающим после различных заболеваний органов дыхания.

В работе с маленькими подопечными отделения социальной реабилитации специалист по реабилитационной работе  Лахденпохского подразделения Лидия Валерьевна Ручина  использует следующие упражнения и игры:

Упражнение № 1 «Поем звук «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение  (и.п.) – произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.

Упражнение № 2 «Веселые плакальщики» наряду с улучшением вентиляции легких снимает эмоциональное напряжение.

И.п. – произвольное. Вначале провести беседу с ребенком.

«Обезьян ты нынче видел?
Кто, скажи мне, их обидел?
Отчего они не скачут?»

«Две глупышки-обезьяны
Подрались из-за банана.
Разделить фрукт не сумели –
Оттого банан не съели!»

— Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.

Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.

Упражнение № 3 «Настольные часы» способствует расслаблению мышц шейного отдела и улучшению мозгового кровообращения.

И.п. – сидя по-турецки, ладони на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.  Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часы. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь – наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.

Тик-так, тик-так,
Мы идем за шагом шаг,
Ни минутки не теряем,
Время точно измеряем.

Упражнение № 4 «Сердитый ежик» способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

И.п. – стоя. Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное, остановился, а затем свернулся в клубочек. Обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола… Вот и миновала опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь – В клубок свернулся хитрый еж.
Колючий очень еж на вид, На нас рассерженно фырчит:
«П-ф-ф, п-ф-ф, п-ф-ф, ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».

Упражнение № 5 «Произносим звук «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

И.п. – произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…». Тянем его как можно дольше.

Упражнение № 6 «Произносим звук «м» положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

И.п. – произвольное. Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…». Тянем его как можно дольше.

Упражнение № 7 «Произносим звуки «о-у-м» положительно воздействует на все отделы головного мозга.

И.п. – произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…». Тянем их как можно дольше.

Упражнение № 8 «Произносим звук «в» стабилизирует состояние нервной системы.

И.п. – произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…». Тянем его как можно дольше.

Упражнение № 9 «Произносим звук «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.

И.п. – произвольное. Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…». Тянем его как можно дольше.

Упражнение № 10 «Зевота» улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

И.п. – произвольное. Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…». Вот и пришла к нам сладкая зевота.

 

Юные получатели социальных услуг с удовольствием и усердием выполняли несложные упражнения,  которые к тому же были веселыми и очень их увлекали.

В конце занятия ребята поделились своими ощущениями: многие испытали  полное расслабление, успокоились, кому-то даже захотелось спать, но все отметили, что им стало хорошо и спокойно.

Дыхательная гимнастика, действительно, стабилизирует эмоциональное состояние подопечных, снижает уровень тревожности, снимает психологическое напряжение и улучшает настроение.

Отметим, дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивая в первую очередь дыхательную систему ребёнка и укрепляя защитные силы организма.

Кроме того, регулярное выполнение дыхательной гимнастики учит правильно вести диалог, используя паузы,  эмоции и выразительность речи.