Методика «Волшебная страна чувств» в работе с детьми с ОВЗ

Опубликовано: 15.04.2022

Проблема детской инвалидности является одной из самых актуальных.

Социально-психологическая реабилитация детей, имеющих отклонения в развитии, направлена на восстановление физических и психических нарушений, формирование способности к самообслуживанию, обучению, к общению и трудовой деятельности в будущем.

Комплексная реабилитация обеспечивается участием команды специалистов и семьи, позволяя интегрировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество.

Представляем вниманию опыт работы с детьми с ОВЗ психолога подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Лахденпохскому району Суховой Юлии Николаевны.

Рассказываем о том, как организовано занятие в отделении социальной реабилитации, на котором специалист в работе с несовершеннолетними получателями социальных услуг использует методику «Волшебная страна чувств» (авторы – Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов).

Цель данной методики – исследовать психоэмоциональное состояние ребенка.

Перед маленьким получателем социальных услуг раскладываются восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики.

Шаг 1. Каждому ребенку рассказывается сказка о жизни жителей волшебной страны чувств.

Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то – в синем, кто-то – в черном, кто-то –в зеленом …
Каждый день, как встает солнце, жители занимаются своими делами. Но однажды случилась беда: налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. Когда ветер стих, жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но тут другая беда – всю краску унес ветер.

 

У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики.

Шаг 2. Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них.

Помоги каждому жителю найти свой домик: закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

В результате специалист узнаёт, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.

Шаг 3. Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри – вот карта страны чувств (психолог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Исследуя «карту», Ю.Н. Сухова определяет, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.

Через какое-то время специалист вновь предлагает ребенку это задание и сравнивает результаты.

Методика «Волшебная страна чувств» позволяет определить, в каком эмоциональном состоянии ребенок пребывает.

Кроме того, по мнению Юлии Суховой, методика является хорошей коррекционной техникой, направленной на выброс и отреагирование негативных эмоций, раскрытие ресурса личности ребенка с ОВЗ, формирование умения выражать свои мысли, а также развитие фантазии и воображения.