Психологи ГБУ СО «КЦСОН РК» рекомендуют родителям: принцип «Зеленого карандаша» в воспитании и обучении детей

Психологи всегда стараются найти самый оптимальный и верный подход к ребенку, который готовится к обучению в школе.

Психологи Комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия предлагают одну из действенных психологических методик «Зеленый карандаш»: возможно, именно этот принцип поможет подобрать тот самый ключик к успешному воспитанию и плодотворному обучению вашего ребенка.

Метод «Зеленый карандаш» ориентирован на то, чтобы научить ребенка замечать свои маленькие успехи и делать на них акцент: нужно подчеркнуть лучшее, фокусироваться на достижениях! «Зеленый карандаш» – важный воспитательный и психологический подход, который будет особенно эффективен для детей дошкольного возраста и первоклассников.

Как это работает?

Например, ребенок учится писать в прописях свои первые палочки: строчка готова – мама подчеркивает ЗЕЛЕНЫМ КАРАНДАШОМ самую красивую палочку, затем строчка крючков – мама выделяет зеленым цветом тот крючок, который лучше всего получился.

Ребенку такая игра очень нравится и он обязательно спросит маму о том, какая буква получилась хорошо, и мама выделяет зеленым цветом наиболее аккуратные буквы, тем самым делая на них акцент – можно договориться подчеркивать 2 или 3 самых удачных элемента в строке.
Важно осознать разницу между подчеркиванием ошибок КРАСНЫМ КАРАНДАШОМ и выделением особо удачных крючков, цифр и букв ЗЕЛЕНЫМ.

Красным цветом обычно делается акцент на ошибках, и у детей откладываются в памяти те элементы, которые написаны коряво или неправильно, – на подсознательном уровне ребенок запоминает то, что выделено.

Подчеркнутое же зеленым цветом воспринимается ребенком как похвала, поэтому он концентрируется на правильном выполнении. Ребёнок испытывает положительные эмоции и стремится повторить успех, снова сделать то, что получилось хорошо. А это уже совсем другая мотивация: я могу! я справлюсь! у меня получится!

Закономерно возникает вопрос, а влияют ли выделенные ошибки в тетради на дальнейшую взрослую жизнь?

Да, влияют, и ещё как! Дело в том, что с возрастом ребенок учится принимать замечания, правильно воспринимать сделанные красным цветом замечания в тетради и привыкает выполнять работу над ошибками. Но прежде чем подчеркивать ошибки – в тетради и в поступках, важно похвалить ребенка за то, что сделано хорошо, за старание и за маленький шаг к успеху!

Сегодня – один шаг, а завтра – уже два-три уверенных шага: постепенно это станет образом и стилем жизни, ведь это путь к мотивации и интересу в учении, путь познания и уверенности, что все получится, нужно только стараться.

Соответственно, если концентрироваться на недостатках, на ошибках, на том, что неправильно, что сделано плохо, это может развить в ребенку неуверенность, низкую самооценку и безразличие к учебе и познанию.
Привычка видеть только ошибки (выделять их красным цветом), которую люди, к сожалению, формируют в себе с самого детства и которая остается в сознании и во взрослом возрасте, нередко становится частой причиной неудовлетворенности в жизни в будущем.
Помним, ошибки должны быть на втором месте, а в начале – успех, победа! На чем акцент, то и главное!

Постепенно внедряя принцип «Зеленого карандаша», вы заметите, как ребенок будет стараться выполнять задания все лучше и старательнее. А после похвалы можно вместе найти не самые удачные элементы, обсудить то, что пока не удалось, не получилось. Со временем ребенок сам будет замечать ошибки и научится исправлять их. Он сможет, исправит, научится быть усердным и ответственным, потому что чувствует уверенность в своих силах!

Используйте принцип «Зеленого карандаша» в том числе при домашнем обучении, и результаты не заставят вас долго ждать!

Материал подготовила А.К. Абдил-Азизова, психолог подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Лоухскому району