Специалисты подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району открыли для подопечных волшебный мир карельской сказки

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку,

Может быть, вчерашний снег?

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В настоящее время сказки наших малочисленных народов, как и некоторые другие ценности традиционной культуры, заметно утратили своё предназначение. Во многом этому, к сожалению,  способствует современный прогресс и мультфильмы с упрощённым стилем пересказа известных сказок.

В современных мультфильмах смысл сказочных действий (мораль сказки) часто превращается из нравственно-поучительных в развлекательные.

Однако сказка играет огромную роль в развитии детей, ведь это удивительный мир волшебства, окутанный таинственностью. Сказка способствует расширению восприятия мира ребёнка, обогащает духовно, даёт знания о жизни и её законах, учит добру и справедливости, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало.

 В сказках есть чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, что даёт возможность ребёнку понять – что значит «плохо» и что значит «хорошо», и сформировать правильную систему ценностей.

Благодаря карельской сказке ребёнок познаёт мир, знакомится с традициями, обрядами, обычаями своего народа. Он познаёт не только умом, но и сердцем, а также выражает своё отношение к добру и злу.

В марте социальные педагоги отделения социальной реабилитации подразделения ГБУ СО «КЦСОН РК» по Сегежскому району и замечательным другом Инессой Владимировной Самойловой, заведующей сектором «Читальный зал» Сегежской центральной районной библиотеки, провели  для юных подопечных познавательное занятие «Волшебный мир карельской сказки».

Специалисты познакомили ребят с наиболее известными карельскими сказками:  «Лапоток», «Невеста – мышь», «Красавица Насто», «Голубая Важенка», «Сестра и 9 братьев», «Белка, рукавица и иголка».

Среди карельских сказок о животных выделяются сказки о лисе и медведе. В них хитрая лиса всегда одурачивает не слишком догадливого медведя. Но лиса не столько умна, сколько хитра. В ряде сказок ее хитрость осуждается как нечестный прием.

Наиболее многочисленную группу в карельском сказочном репертуаре составляют волшебные сказки. Герой карельской волшебной сказки – будь то крестьянский сын или царевич – выражает взгляды трудового крестьянства. Сказочный царевич ведет себя в точности так же, как и деревенский парень, а царские хоромы ничем не отличаются от крестьянского дома.

В карельских сказках наиболее распространенными сюжетами являются истории о подмененной невесте, жене, падчерице, сестре.

Носителем зла в карельских сказках является Сюоятар. По описанию и повадкам она близка к Бабе-яге из русских сказок. Сюоятар – это и злая мачеха, и коварная повитуха, подменявшая детей щенками, и та, что занимает место доброй сестры, невесты, жены.

В конце сказки ложь разоблачается, зло получает возмездие и справедливость побеждает. Содержание многих сюжетов волшебных карельских сказок можно охарактеризовать как борьбу за семейное счастье.

Инесса Владимировна, специалист библиотеки, также показала детям – получателям социальных услуг познавательную мультимедийную презентацию «Карельские сказки и загадки».

На слайдах были представлены известные жанровые разновидности карельских сказок: о животных, волшебные и бытовые. Нельзя не отметить, что в народном творчестве Карелии, а также в узорах и орнаментах карельской вышивки находит отражение красота родного северного края.

Слайды презентации также демонстрировали иллюстрации к карельским сказкам.

Вниманию ребят была представлена сказка о «Хозяйке Загадок», и специалист объяснила, почему нельзя было загадывать загадки вечером. К тому, кто загадывал их по вечерам,  приходила Хозяйка Загадок, и выгнать её было нельзя, так как она знала все ответы-отгадки.

Маленький карельский мальчик  (по сценарию встречи) любил загадывать загадками по вечерам, и теперь ребятам предстояло прийти к нему на помощь в отгадывании загадок. Мальчишки и девчонки вместе со специалистами увлечённо и с большим интересом  отгадывали загадок и отвечали на шуточные вопросы, проявляя смекалку.

В завершении мероприятия дети познакомились с новой для них карельской сказкой «Про барана и козла», посмотрев ее на большом экране.

Инесса Владимировна поблагодарила всех ребят за активное участие, а затем предложила нарисовать сюжет карельской сказки и оформить рисунок в виде орнамента.

Такие необычные познавательные мероприятия всегда проходят на ура у получателей социальных услуг. Особенно в юном возрасте любопытство детей не знает предела, а  новые знания, положительные впечатления, интересная интерактивная деятельность всегда благотворно влияют на их настроение, эмоциональный и душевный настрой и даже самочувствие.

К тому же общение между сверстниками очень важно для их собственной самоидентификации, ведь во взаимодействии с другими детьми ребёнок постигает свою уникальность и  самобытность, что особенно необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.